Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса русские, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

 

Фаза: Предпосылки: (1301-1350 г н.э.)

 

Ангел. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге.  Фото Лимарева В.Н.

  • Монгольские завоевания и создание монгольских государств (улусов) (карта).
  • Великое княжество Литовское (13-15 век) (карта)
  • Московское княжество и объединение русских земель в 1300-1462 гг. (карта)
  • Города в окресности Москвы (Залесские города) 14-15 век (карта)
  • Родословная русских князей Владимирских и Московских (13-16 века) (Таблица)
  • Название «Россия».

  • Русские земли в 14-15 веке.


  • 1301 г.н.

     Поверженный рыцарь.  Худ. И. Кускова.

    Новгородцы взяли и разрушили шведскую крепость Ландскроне.

    Новгородская рать вместе с полками Великого князя Андрея Александровича взяли штурмом шведскую крепость Ландскроне. Гарнизон частично был истреблен, частично взят в плен, крепость была разрушена.

    1301-1303 г н.э.

    Московский князь Даниил Александрович расширяет свои владения.

    В 1301 году Даниил Александрович захватил у рязанских князей Коломну.  В 1302 году к нему перешло по завещанию бездетного переяславльского князя, враждовавшего с Тверью, Переяславльское княжество. В 1303 году был присоединен  входивший в состав Смоленского княжества Можайск в результате чего Москва-река, бывшая тогда важным торговым путем, оказалась от истоков до устья в пределах Московского княжества. Московское княжество стало одним из крупнейших и сильных княжеств на Руси.

    1304 г н.э.

    Великий князь Михаил Ярославич получает ярлык на Великое княжение.

    После смерти великого князя Андрея Александровича два князя объявили себя наследником великокняжеского престола: Михаил Тверской  и Георгий (Юрий) Даниилович Московский. Но Михаил Тверской был с большим правом, будучи внуком Ярослава Федоровича. И бояре Великого княжения, предав тело земле тело Андреева, спешили в Тверь поздравить Михаила государем Владимирским.  Новгородцы также признали его своим главой, после того  как хан утвердил за ним Великое княжение. Михаил обязался, подобно отцу, блестит их уставы, восстановить древние границы между Новым городом и  землей Суздальской. Добрый митрополит Максим тщетно уговаривал Георгия  не искать Великого княжения…. Дядя и племенник поехали судиться к хану, оставив Россию в несогласии и мятеже. Один город стол за князя Тверского, иные за Московского. Через несколько месяцев решилась неизвестность: Михаил превозмог соперника и приехал с ханской грамотой во Владимир, где метрополий возвел его на престол Великого княжения.

    Уплата дани монголам. Худ. Смирнова Р.А.

    (Н.М, Карамзин. «Предания веков.)

    1309 г н.э.

    В России голод.

     

    Явилось везде чудное множество  мышей, которые съели хлеб на полях -  рожь, овес, пшеницу: от чего в целой России произошел голод, мор на людей и на скот.

    (Н.М. Карамзин. «Предания веков».)

     

    1313 - 1314 г н.э.

    Голодный бунт в Новгороде.

    Шведы в 1313 году совершили грабительский рейд на берега Ладожского озера. В 1314 году в Новгороде случился большой пожар. Все это привело к нарушению поставок продовольствия в Новгород.  В Новгороде и Пскове значительно возросли цены на продукты питания. Из людей терпящих нужду организовались шайки грабителей, которые стали грабить дома и села богатых людей.  Власти приняли строгие меры  для восстановления порядка. Были схвачены и казнены пятьдесят мятежников.   

    1313-1317 г н.э.

    Великий князь Михаил в Золотой орде.

    Великий князь Михаил после наведения порядка в Новгороде, взял с новгородцев  1500 гривен серебром, возвратил им своих наместников   и уехал а Орду на похороны хана Тогда.  Где Михаил задержался на длительное время, ублажая молодого хана Узбека.  В это время в Новгороде зрело недовольство Великим князем.

    Хан Тохба (Тогда), направляясь на летнее кочевье, умер при невыясненных обстоятельствах, и власть захватил царевич Узбек. Поддержали узбека  многочисленные ордынские мусульмане. Таким образом, в Сарае пришла к власти новая партия – исламская. Наследник традиций хана Беркле  – Узбек - проявил себя как крайне жестокий правитель. Приняв ислам, он под страхом смерти потребовал того же  от всех своих подданных. Дотоле репрессии по религиозным мотивам в Орде не принимались, поэтому многие отказались принять вру арабов. Все отказавшиеся, в том числе 70 царевичей Чингизидов, были казнены, но многим  язычникам и христианам удалось уехать на Русь.  

    (Л.Н. Гумилев. «От  Руси до России»)

     Представление святого писания. Клейма на русской иконе. Псковский музей. Фото Лимарева В.Н..

    1313 год н.э.

    Митрополит Петр в Золотой орде.

    Татарской ордой стал владычествовать хан Узбек.  Этот хан, как известно, принял магометанство и на Руст боялись, что он не будет веротерпимо относиться к Русским.  Тогда Митрополит Петр поспешил в Орду, чтобы добиться подтверждения всех прежних прав  Православной церкви и её духовенства. Новый хан ласково принял Митрополита Петра и дал ему ярлык, грамоту, в которой, между прочим, говорилось:  «Никто да не обидит на Руси Церковь  Соборную Петра Митрополита…»

    (Бахметева.«Рассказы из русской церковной истории», Москва, 1904 год. Цензор потерей Григорий Дьяченко)

    1316-1341 г н.э.

    Княжение в Литве Витена Гедимина.

    Власть Литвы во время княжения Гедимина была распространена на всю территорию между Западной Двиной, Днепром и Припятью, т.е. почти на всю современную Беларусь. Элита Белоруссии и Украины  стремились к союзу с Литвой, обеспечивая безопасность своих земель со стороны крестоносцев и Золотой Орды.

    Гедимин  держался правил умеренности  в своем властолюбии, он довольствовался покорностью местных князей, оставляя им уделы наследственными. Он со своим братом, воинами, приезжал из Литвы в Новгород для заключения мира в 1326 году.

    (Н.М. Карамзин.  «Предания веков».)

    Русские кольчуга и шлем 14 века.

    1317 г.н.э.

    Восстание новгородцев против Великого князя Михаила.

    В 1317 году шведы стали разорять Новгородские земли. Была сожжена Ладога. Карелы  перешли на сторону шведов и вместе с ними уничтожили много русских.  Новгородцам удалось разгромить врага и казнить карельских изменников, но победа далась большим трудом. Новгородцы во всех винили проживавшего в Золотой орде князя Михаила. Они призвали Георгия Московского, который взял под стражу наместников Михаила, и объявили войну Великому князю Михаилу. Против новгородцев выступил Дмитрий сын Михаила, но из-за начавшейся рано зимы дело не дошло до битвы. Войска Дмитрия отступили, московский князь Юрий (Георгий) обещал новгородцам благословения и вольности.

    1318 г до н.э.

    Монгольское нашествие на Россию.

    Узнав о  восстании в Новгороде, Михаил обратился к Хану Узбеку за помощью. Тот вызвал для объяснений Московского князя Юрия (Георгия)  и одновременно направил в Россию карательный отряд  с военачальником Тайтеменом.  Монголы прошлись по русской  земле, не тронув Тверь, а затем вместе с тверскими и владимирскими войсками, руководимыми Михаилом  двинулись на Новгород.  Новгородцы вступили в неравный бой и были перебиты. Оставшиеся в живых отдали победителям все что имели.  Новгородцев заставили заплатить откуп 12 тыс. гривен серебром.

    1318 г н.э.

    Милость хана Узбека к московскому князю  Юрию (Георгию).

     Когда шла война между войсками князя Михаила и Новгородцами, Георгий (Юрий) жил в Орде, кланялся и дарил и, наконец, приобрел великую милость, Узбех женил его на своей любимой сестре Кончаке, названной в крещении Агафьей. Крещение было с согласия  князя Узбека. Провожаемый монголами Георгий (Юрий) возвратился в Россию.

    ( Н.М. Карамзин. «Предания Веков»)

    1318 г н.э.

    Насильственная смерть Великого князя Михаила, ярлык на великое княжение получает князь Юрий  (Георгий).

    Вернувшись в Москву, князь Юрий стал опустошать тверские  земли вместе с прибывшими с ним монголами. Князь тверской Михаил был вынужден выступить с войском против князя Юрия и в битве у села Бортново обратил московские войска в бегство.  В плен были взяты брат московского князя Борис Данилович, монгольский воевода Кавгадый и жена мосовского князя Агафья (Кончаке). Михаил запретил убивать монгол и отпустил Кавгадыя  с богатыми дарами к его хану. Князь же московский Юрий (Георгий) бежал к новгородцам.

    Тверской князь Михаил предложил мир московскому князю и новгородцам и предложил ехать на суд в Орду. Во время переговоров внезапно умерла   Агафья (жена Юрия Московского) и враги Михаила распустили слух, что она была отравлена ядом.  Михаил поехали искать правды к Узбеку, чтобы сыскать его милость.  Обвинение против Михаила выдвинул Кавгадый, первое обвинение, что дерзнул поднять на его, посла Узбека,  меч, второе, что Михаил отравил сестру хана Кончаке. Князь Михаил был приговорен к смерти. Арлык на великое княжение получил Юрий (Георгий) Московский.

    Князя посаженного в колодки передали в руки Кавгадый и людей князя Юрия Московского.  Те его долго мучили, плохо кормили, издевались над осужденным  и наконец зарезали.   Кавгадая вскоре уличили  в преступлениях и тоже казнили.

    Схватка.  Смирнова Р.А.

    1319 г н.э.

    Тверь признает Юрий  Данилович Великим князем.

    В 1319 году Юрий  Данилович стал готовиться к нападению на Тверь. Он ходил с войском на Рязань. И принудил князя рязанского  принять участие в походе на Тверь. Предупреждая войну, княживший в Твери Дмитрий Михайлович передал Юрию Даниловичу 2000 рублей через тверского епископа со словами, что не будет спорить с Юрием Даниловичем о Великом княжении.

    Заметим, что здесь первый раз в летописях упоминается о рублях: они были не что иное, как обрубки серебра, без всякого знака или клейма, весом около двадцати золотников.

    (Г.М. Карамзин «Предание веков»)

    1322 – 1323 г  н.э.

    Война России  со Швецией. Ореховский договор.

    В 1322 году шведы напали на городок Корелу.   Защитники мужественно оборонялись,  шведам не удалось взять крепость.  Чтобы наказать шведов за набег в Новгород прибыл со своим войском Великий князь Юрий Данилович. Русские войска под руководством Юрия Даниловича осадили шведскую крепость  Выборг, но взять его не смогли.   Войска отошли к реке Нева.  И там, по приказу Юрия Дмитриевича,  на Ореховом острове была сооружена крепость Орешек  (позже  получившая название  Шлиссельбург, ныне Петрокрепость).

    12 августа 1323 года  в крепости Орешек  послы шведского короля заключили «вечный мир» с Россией . По договору большая часть Карелии отошла под контроль  новгородцев.

    Русские войны. Худ. Смирнова Р.А.

    1324 г.н.

    Князь Юрий  Данилович принуждает к миру литовцев.

    Новгородскую землю тревожили как устюжане, так и литовцы. Литовцев войска князя разбили и взяли город Устюг, затем  заключили мир на берегах Двины.

     

    1324 -1325 г  н.э.

    Великий князь  Дмитрий Грозные очи.

    Когда Юрий Данилович находился с войсками в Новгородской земле, Дмитрий Михайлович Тверской, прозванный Грозные очи съежил в ставку хана Узбека и получил покровительство хана и  ярлык на Великое княжение.

    После победы над литовцами князь Юрий Михайлович поспешил в Орду, чтобы снискать милость хана и свернуть себе ярлык на Великое княжение.  В ставке хана  он встретился  Дмитрием Михайловичем. Дмитрий Грозные очи выхватил меч и убил Юрия Михайловича, считая его убийцей своего отца Михаила Ярославовича.

    Обвиненный ханом в самосуде Дмитрий  был по его приговору казнен в 1325 году. Ярлык на великое княжение был передан, по ханской милости,  брату Дмитрия – Ивану  (Александру) Даниловичу  Тверскому.

    Апостол 1307 года. Псковсий музей.   Фото Лимарева В.Н.

    1325- 1326 г н.э.

    Начало княжения московского князя Ивана Даниловича (Калита).

    Изрубленное тело  князя Юрия Даниловича привезли в Москву. Брат умершего Иван, взошедший на княжеский престол в Москве,  похоронил тело Юрия Даниловича в церкви Архангела Михаила. Сразу с начала княжения Ивана Данилович  стал искать милость хана Узбека в противоборстве с  Тверью, устанавливающей религиозные связи с  католической Литвой.  Ему удалось уговорить митрополита  Петра,  переехать из Владимира в Москву. С этого момента Москва стала религиозным центром России.

    Митрополит Петр  видел великое будущее города (Москвы). Он стал убеждать князя Ивана Даниловича соорудить в Москве каменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы. Иван Данилович заложил в 1326 году Успенский собор. Митрополит собственноручно устроил себе в нем гроб близ жертвенника, и в том же году, 21 декабря, предал богу душу.
    (А.Н. Бахметева.  «Рассказы из русской церковной истории»,  Москва, 1904 год. Цензор потерей Григорий Дьяченко)

     

    1327 г н.э.

    Антимонгольское  восстание  в Твери.

    Князь Александр Михайлович, узнав о смерти брата, принял решение о разрыве отношений с монголами.  Опорой в борьбе он избрал литовцев, с которым были уже у его семьи родственные связи.  В Твери  усилилось влияние католицизма.  В качестве ханского посла, Узбек  направил в Тверь своего родственника Чолхана (Щелкана).

    По Твери стали распространятся слухи, что монголы прибыли в Тверь, чтобы обратить жителей в магометанскую веру. Ещё распространяли слухи, что на праздник Успений, когда соберется много христиан, монголы умертвят всех до единого.

    Бояре, войны, готовые на все для спасения веры и православных государей, окружили князя, юного и легкомысленного. Александр с жаром представил тверитянам, что жизнь его в опасности, что монголы, убив Михаила и Дмитрия, хотят истребить весь род княжеский и время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и бог есть надежда правых. Князь 15 августа, повел людей к дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Услышав шум, татары выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасной. От восхода солнечного до темного вечера резались  на улицах с остервенением необычным. Уступив превосходству сил, монголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал (Чолхана)  сгорел там с остатками своей дружины. В свету не было ни одного живого татарина в живых. Граждане умертвили и купцов ординских. (Н.М Карамзин:  «Предания веков»)

    Восстание в Твери 1327 г.

    1328 г н.э.

    Иван Данилович (Калита) с войском  монголов разоряет Тверские города.

    Истребление монгольского отряда в Твери изумило Орду. Монголы думали, что вся Россия восстала; но Россия только трепетала, боясь мщения хана.  Хан  призвал  Ивана Даниловича в Орду, обещал сделать его  Великим князем и, дав  ему в помощь 50000 воинов, предвидимых пятью ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить россиян россиянами. К сему многочисленному войску присоединились ещё суздальцы с князем Александром Васильевичем.  Когда войско подошло к  Твери, малодушный Александр, оставив свой народ, ушел во Псков, а братья его, Константин и Василий, в Ладогу.  Началось бедствие. Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнем и мечем, другие отведены в неволю.  Новгородцы откупились, дав монгольским послам 1000 рублей  и щедро одарив воевод Узбековых.

     Прием князем татарских послов. Смирнова Р.А.

    Хан Узбек, казнил рязанского князя Ивана Ярославовича, и посадил в Рязани  его сына Ивана Коротополя, но был доволен верностью Ивана Даниловича (Калиты), дал ему самую милостивую грамоту и Великое княжение, приобретенное бедствием столь многих россиян.

     ( Н.М. Карамзин. «Предание веков»)

    Калита получил право сбора дани со всех русских земель и доставки её в Орду.

    1328-1340  г.э.

    Великий князь Иоанн Данилович, званный Калитой.

    Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна на престол Великого княжения мир и тишина воцарились в северной России; что монголы перестали, наконец,  опустошать  Россию довольствовались обыкновенной данью, уже не посылали воевод своих грабить великое княжество, занятые делами Востока и внутренним беспокойством.

    Тишина Иоанова княжения способствовала обогащению России. Северной Новгород, союзник Ганзы, отправлял в Москву и другие области работу немецких фабрик. Восток, Греция, Италия (через Кафу и нынешний Азов)  присылала в Москву свои товары. Купцы не боялись встретить в окрестностях Владимира или Ярославля татарских разбойников, так как у Иоанна была грамота Узбекова.

    В Ярославскую область, на устье Мологи, где существовал холопский городок, съезжались купцы немецкие, греческие, итальянские, персидские и казна в течение долгих лет собирала множество пошлинного серебра. Сия ярмарка слыла первой в России до самого 16 века.

  • Великий князь Иоанн Данилович, прозванный Калитой.

  • 1328 – 1337 г н.э.

    Жизнь князь Александр Тверской  от бегства из Твери до казни в Орде.

    После бегства из Твери Александра  Михайловича  хан Узбек признал Константина Михайловича князем Твери. От Иоанна Даниловича Узбек требовал, чтобы он представил ему Александра Михайловича.

    Послы от Иоанна Даниловича прибыли в Псков и убеждали Александра  явиться на суд Хана. Но псковичи взяли под свою защиту Александра Михайловича.

    Тогда Иоанн Данилович приехал в Новгород с митрополитом и многими князьями российскими. Но ни угрозы, ни воинские приготовления Иоановы и поколебли твердости псковитян, они не выдали опального князя. Митрополит Феогност наложил проклятье на Александра Михайловича и на всех псковитян. Военные приготовления Иоанна я и наложение проклятья вынудили князя Александра уехать из Пскова в Литву, оставив в Пскове свою супругу, чем оказался удовлетворен Иоанн Данилович.

    Находясь в Литве, Александр Михайлович решил вернуть свой престол в Твери. Он послал к хану Узбеку своего сына Федора, который благополучно возвратился в Россию.  Затем в Орду поехал сам Александр. Узбек осыпал его знаками благословения и возвратил достоинства князя Тверского.  Константин Михайлович вернул старшему брату княжение в Твери.  До Иоанна Даниловича  дошли сведения, что Александр Михайлович вновь претендует на Великое княжение, и он поспешил в Орду, где овладев доверием хана, осыпав дарами, рассказал хану об опасности, которая исходит монголам от князя Александра Тверского.

    Схватка русских князей. Худ. И.Кускова

    После того, как Калита отбыл из орды в Москву, в Тверь прибыл ханский посол, который пригласил Александра Михайловича к хану Узбеку. Когда Александр  Михайлович и его сын Федор прибыли в ставку хана Узбека, где их назвали мятежными князьями и отрубили князьям головы.

    1340 г н.э.

    Симеон Иоаннович получает ярлык на Великое княжение.

    После смерти Калиты, князь Константин Тверской, князь Константин суздальский  и сын Калиты  московский князь Симион Иоаннович поспешили в Орду, соперничая при получении ярлыка на великое княжение.

    Симеон Иоаннович был объявлен Великим князем: прочие долженствовали ему повиноваться  как главе или старейшему. Без сомнения не красноречия Симеона и не дружба ханова к его родителю произвели сие действие, но другая сильнейшая для варваров причина: корысть и подкуп. Монголы, некогда ужасные своей дикостью в снежных степях Татарии, изменились характером на берегах Черного моря,  Дона и Волги, узнав наслаждение роскоши; уже менее любили опасности битв. В таком расположении серебро долженствовало быть их главным или единственным идолом. Любимцы прежних ханов искали завоеваний: любимцы Узбековы требовали взяток и продавали его милость.

    (Н.М. Карамзин «Предания веков»)

    1340 г н.э.

    Боярин Алексей Бяконт  становится  епископом Владимирским.

    У приближенного князя Иоанна Даниловича боярин Федора Бяконта из черниговского рода Плещеевых родился Елевферий. Иоанн Данилович крестил ребенка и был его воспитанником. Елевферий в двадцать лет принял решение посвятить себя богу и подстригся Московском Богоявленском монастыре под именем Алексея. На монаха обратил внимание митрополит Феогоност, призвал к себе, и повелел заведовать церковными судами и управление митрополичьим домом. В 1340 году посвятил в епископы Владимирские.

    1341-1342 г н.э.

    Противостояние Москвы и Новгорода.

    Утверждая себя у власти, молодой князь Симеон Иоаннович требовал к себе почтения как к «великому князю всея Руси» и за свое высокомерие получил прозвище «Гордый».

    Считая себя законным государем Новгорода, он послал наместников в Торжок для собирания дани. Недовольные сим действием, тамошние бояре призвали новгородцев, которые заключили наместников в цепи, объяви Симеону, что он только государь Московский: что Новгород избирает своих князей и не терпит насилия.  Симеон стал готовить войско к походу. Новгородцы тоже вооружились. Жители Торжка взбунтовались; выгнали от себя новгородских чиновников и бояр своих, убив одного знатнейшего и разломав дома прочих, освободили наместников Симеоновых и с усердными восклицаниями приняли Великого князя, окруженного полками, суздальскими, московскими, ярославскими и другими. Новгородцы запроси мира, уступили Симеону всю народную дань, собираемых в областях сего пограничного города и были довольны, что Великий князь грамотою обязался наблюдать их древние обычаи.

    Переправа русских войск через реку. Сказание о Мамаевом побоище.

    ( Н.М. Карамзин. «Предания веков»)

    1342 г н.э.

    Джанибек (Чанибек)  становится ханом в Орде.

    После смерти  хана Узбека, власть захватил его сын его Джанибек, убив двух своих братьев.  Князья русские посетили ставку нового хана,  Симеон Иоаннович подтвердил свое право называться Великим князем.

    С честью и милостью отпустив Симеона, хан долго держал митрополита Феогноста, требуя, чтобы он, богатый доходами платил церковную дань татарам. Феогност ссылался  на льготные грамоты ханов и хан, довольствовавшись шестьюстами рублями, не дерзнул отменить устава своих предков:  а Феогност за твердость был прославлен нашим духовенством.

    (Н.М. Карамзин. «Предания веков»)

    1345 – 1355 г н.э.

    Сергий Радонежский становится игуменом Троицкой церкви.

    7 октября 1345 года иегумен Митрофан совершил  обряд пострижения  Варфоломея, получившего имя инока двадцатитрехлетнего  Сергия, жившего в Троицкой пустыне. Там была построенная Сергием (Варфаламеем) и его братом Стефаном Троицкая церковь.   В Троицкой пустыне  стали селится другие отшельники, став монахами. Число монахов возросло до 12. Служил в Троицкой церкви священник   из ближайшего монастыря в Хотькове, игумен Митрофан. После его смерти Сергий поехал в Переславль, где получил в 1353-1355 гг. сан игумена.

    Троицкий монастырь не блистал богатством. В деревянной церковке за недостатком свечей пахло лучиной, в обиходе братии было столько же недостатков, сколько заплат на сермяжной ряске игумена. Как выразился один крестьянин, забредший в обитель, все там «худо, нищетно, сиротинско».

    (Историк В.О. Ключевской)

  • Истоки русской духовности. (Сергий Радонежский)
  • 1345 г н.э.

    Военная экспансия литовцев  в начале правления короля Ольгерда.

    Вступив князем  Великого Литовского княжества, Ольгерда  (1345-1377) стал   предпринимать попытки присоединить  к своим владениям украинских и русских земель. Изначально  он выгнал поляков из Волыни.

    Сабли русских воинов в 14 веке.

    1348- 1349 г н.э.

    Король Шведов Магнус пытается обратить в католицизм новгородцев.

    Шведский король  Ма́гнуса II Э́рикссона (1343-1371) в союзе с Данией вести военную экспансию в Прибалтике и Финляндии, с целью утвердить там присутствие шведов привела столкновению с Газой.

    Для организации военной экспедиции он изъял у церквей часть ценностей  и создал наемную армию.

    В1348 году приплыл к острову Березовому, или Биорку,  и потребовал через послов, чтобы новгородцы приняли католицизм, иначе он будет с ними воевать. Новгородцы ответили отказом и война началась. Ими был взят крепость Орешек, и на берегах реки Ижора он обратил некоторое количество людей в католицизм. Среди солдат распространилась чума. Король оставил Орешек, оставив там  несколько полков. В феврале 1349 года  крепость Орешек  была отбита у неприятеля новгородцами. Развивая военный успех, они вошли в контролируемые шведами земли и нанесли пораженение шведам под Выборгом. После это был заключен мир в Дерпте.

    1348 г н.э.

    Псковская республика.

    В 1348 году отделилась от Новгорода Псковская  республика.

    В трудное время борьбы со шведами, Новгородцы обратились к псковичам за помощью, и псковская дружина сражалась с иноверцами.

    «Одна любовь, одна вера да утвердят искренний, вечный союз между нами!» - сказали новгородцы псковичам:  «Не будем давать вам посадников; не будем требовать на суд к святой Софии; правьте и рядите сами: а для суда церковного архиепископ изберет наместника из ваших граждан».

    (Н.М. Крамзин «Предания веков».)

    Двор русского удельного князя. худ. А.М. Васнецов.

  • главная