Чума в Европе и России в середине 14 века.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

  • ЭТНОС ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. (Компьютерная версия книги)
  • Чума в Европе и России в середине 14 века.

    В 1346 году был мор в странах Каспийских, Черноморских, в Армении… и в Орде. Летописцы сообщают, что  «Черная смерть»  началась в Китае, истребив около тридцати миллионов человек.

    В это время  войска хана Джанибека из Орды предпринимали попытку завоевать  в Крыму крепость Кафу (Феодосия). Взять крепость, поддерживаемую  генуэзцами с моря,  было трудно, тогда хан Джанибек приказал забросить в  крепость труп человека умершего от чумы. Труп перелетел стену и разбился. В Кафе началась чума. Генуэзцы были вынуждены оставить Кафу, и уцелевшая часть гарнизона отправилась домой. По дороге остановились в Константинополе, где так же началась эпидемия чумы. Из Константинополя  чума начала «гулять»  по всей Европе.

    Разносчиков болезни крыс завезли венецианские и генуэзские и купцы из Константинополя. В Неаполе от чумы погибло 2/3 населения. В Марселе погибли все монахи-доминикацы, и умер епископ …

    Особенно свирепствовала чума в папской резиденции в Авиньоне, где погибло порка 60 тысяч человек, не щадила чума и папское окружение. Сам папа заперся в дальних покоях, и целый день жег большой огонь, бросая в него коренья и травы.

     Во Франции и Англии жертвами чумы стали около 1/3 населения. Англия обезлюдила, и король Эдуард 3 выпустил приказ, согласно которому все мужчины и женщины не старше 60 лет, не имеющие собственной земли, в обязательном порядке нанимались к тем, кто им предложит работу, за прежнюю, существовавшую до чумы плату. Парламент Англии подержал королевский указ и установил наказание за отказ или самовольный уход с работы.

    От чумы в Германии умерло около 1.5 миллиона человек.

     

    В 1349 году чума через Скандинавию пришла в Псков и Новгород. Весной 1352 года начался там сильный мор.

    Как сообщают новгородские летописцы:

    Юноши и старцы, супруги, дети, лежали в гробах друг подле другого; в один день исчезали семейства многочисленные. Каждый иерей по утру находил в своей церкви 30 усопших и более; отпевали их вместе, и на кладбище уже не было места для новых могил.

    Сначала люди корыстолюбивые охотно служили умирающим, в надежде попользоваться  их наследством; когда же увидели, что язва сообщается прикосновением, и что самом имуществе таится жало смерти, тогда и богачи напрасно искали помощи: сын убегал от отца, брат от брата. Другие изъявили  великодушие: не только своих мертвецов, но и чужих мертвецов носили в церковь.

    Другие спешили отставить этот мир и заключались в монастырях, или отказывали церкви свое богатство, села, рыбные ловли, одевали нищих и с благоговением готовились к вечной жизни. Одним словом думали, что всем умереть должно.

    Архиепископ Василий спешил утешить свою паству:  с крестом в руках, сопровождаемый всеми гражданами, обошел вокруг города, и вскоре скончался зараженный язвой.

    Карамзин Н.М.  пишет, что иностранные источники сообщают два примечания:

    1)     везде гибло более молодых людей, чем старых,

    2)     везде, когда зараза миновала,  род человеческий необыкновенно размножился.

    Чума пришла в Москву, и там начался мор. «Москва испытала гнев небесный».

    Скончались митрополит Феогност (1353), великий князь Симеон (1354), который имел возраст не более 36 лет, два его сына и брат Андрей Иоаннович.

    Несмотря на огромные потери во время эпидемии, Московское княжество быстро восстановило  не только количественный, но и это главное качественный состав своего населения. Да и это не удивительно: пережить смерть своих боевых товарищей, друзей, близких, сохранив волю к жизни и деятельности, гораздо лучше удалось людям энергичным, активным, способным бороться в сложной обстановке, пассионарным. Все князь, бояре, митрополит – в час разорения нуждались не в лодырях и слюнтяях, а в людях толковых и духом не падающих. И поэтому, несмотря на чуму, период царствования Джанибека был крайне благоприятным временем для Москвы.

    (Л.Н. Гумилев)

     

    Основные источники:
     Л.Н.  Гумилев. «От Руси до России».

    Н.М Карамзин.  «Предания веков».

  • главная