Лимарев В.Н.
Глава из книги:
Формирование Черняховской культуры.
Накануне формирования Черняховской
культуры этническая карта Юго-Восточной Европы выглядела следующим образом :
Рис. 14.
Юго-Восточная Европа накануне сложения черняховской
культуры
а — памятники пшеворской культуры;
б — памятники предположительно пшеворские;
в — восточнопоморско-мазовецкие памятники;
г — позднезарубинецкие
памятники;
д — сарматские памятники первых
веков нашей эры;
е — позднескифские памятники;
ж — фракийские памятники
(поселения и могильники гето-дакские, карпские и культуры карпатских курганов);
з — ареал балтских
племен (культуры восточнопрусская, штрихованной
керамики, днепро-двинская, верхнеокская
и юхновская);
и — общая
граница черняховской культуры.
К настоящему времени по
Черняховской культуре собраны значительные материалы, позволяющие определенно
решить вопрос о роли иранского компонента в ее развитии. В результате анализа Черняховских
древностей выявляются особенности, которые можно считать скифо-сарматскими по
происхождению, поскольку ни одна из них не характерна для других
археологических культур, участвовавших в формировании Черняховской.
В истории
славяно-иранских языковых и культурных отношений выявляется период,
характеризуемый очень значительным воздействием иранского населения на одну из
групп славян. Это воздействие охватывает не весь славянский мир, а только
юго-восточную часть его. Проявляется иранское влияние и в языковых материалах,
и во многих элементах материальной и духовной культуры славян.
География различных
элементов иранского воздействия на славян надежно локализует славяно-иранский
симбиоз в Северном Причерноморье, где обнаруживается плотная концентрация ираноязычного население, жившего длительное время. Таким образом, мы приходим к
тому же выводу, который был получен на чисто археологических материалах:
славяно-иранский симбиоз имел место в Черняховской культуре.
Примечание:
Славяне, которые
участвовали в формировании Черняховской культуры это скифы-пахари, скифы земледельцы, анты (венеды).
Академик Седов В.В. отмечает что основным населением черняховской культуры были славяне-анты (преимущественно с севера этой культуры), скифо-сарматы (на юге), фракийцы и балты.
Мнение Б.А. Рыбакова: черняховскую культуру следовало бы скорее относить к ранней древнеславянской, и доскональный анализ, проведенный археологом, скорее свидетельствует не о зарождении черняховской культуры за счёт задержавшихся там готов, но скорее о заметном её упадке в тот период.
главная