Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Верования Восточных славян.

Славянское захоронение в лодке. 10 век. Музей в Старой ладоге. Фото Лимарева В.Н.

 

У славян не было общеславянских божеств. Поэтому известные в настоящее время славянские боги это боги отдельных племен  или боги народов завоевавших славян.

Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Он был повелителем земли и всего живого, являлся языческим богом-творцом.  

В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога.

Функции бога Рода перекликаются с функциями бога Перуна.

Образ бога Рода можно идентифицировать с Тором, богом викингов, покоривших славян в  9 веке.  После завоевания образ бога завоевателей Тора и славянского Рода слились  с Перуном, Перун стал богом, покровительствующем княжескому роду.

Когда викинги объединили славянские земли, то была попытка создать князем Владимиров некую религиозную систему. Главным богом князь Владимир назначил Перуна, в божественным пантеоне так же были: Велес, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Мокоша.  На одном из холмов в Киеве были установлены их статуи и людям приказали им молиться. Исследователи считают, что  на холме были установлены  боги князей из различных покоренных викингами племен. Богам простого народа было отказано в этой части, быть рядом с богом викингов Перуном.
Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных.
Солнечных богов было четыре: Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог.
Функциональные боги: Семаргл — бог смерти, образ священного небесного огня; Велес – скотский бог, владыка мертвых, мудрости и магии; Стрибог — бог ветра.
Из этого пантеона особо выделяется бог Велес (Волос). Которых был,  вероятно, родовым богом  полян, живших на территории современного Киева.

Велес. худ. Андрей Клименко.

Исследователями были обработаны данные из различных источников об этом боге,  и выделили его функции:
1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.
2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников.
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог.
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих, учитель искусствам.
9. Бог удачи.

Кроме того, символ бога Велиса свастика, как и у бога Одина.

Можно с большой степень уверенности сказать, что Велес никто иной как бог готов Один (Вотан, Вуотан), завоевавших славян в 3 веке.  

Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог (Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего сезона.

Богу Хорсу поклонялись в период между зимним и весенним солнцестояниями (с 22 декабря по 21 марта); Яриле — между весенним и летним солнцестояниями (с 21 марта по 22 июня); Даждьбогу — в период между летним и осенним солнцестояниями (с 22 июня по 23 сентября); богу Сварогу — между осенним и зимним солнцестояниями (с 23 сентября по 22 декабря).
На среднем уровне находились божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов, такие, как Чур у восточных славян и т.п. К этому уровню, возможно, относилось и большинство женских божеств, несколько менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня.
На низшем уровне разместились существа, которые были менее уподоблены человеку, чем боги высшего и среднего уровня. К ним относились домовые, лешие, русалки, упыри, банники (баенники) и т.д.

С культом предков связывают веру в домового. Домовой это невидимый покровитель семьи; он живет обычно под печкой, за печкой, под порогом. Домовой человекообразен, требует уважения к себе и маленьких жертвоприношений – немного хлеба, соли, каши и прочее. Любит ухаживать за лошадьми. Домой представляли в виде стрика, умершего хозяина  или даже животного.

В деревнях стояли идолы, изображающие божества, которым всем миром приносили жертвы. Богов угощали специально откормленными баранами и быками, причем те, кто приносил жертву, сами участвовали в съедении жертвенных животных. Почитались священные рощи, реки, озера.

У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Был развит погребальный культ. Погребальные обычаи были сложными и разнообразными

Изначально был погребальные культы венедов и сарматов, потом после завоевания в 3 веке добавился  погребальный культ готов,  затем  культ новый завоевателей -  викингов.

Существовал культ у славян, когда сжигали покойного в лодке. Много захоронений, когда труп покойного не сжигали.

У викингов  кремация (пепел укладывали в кувшин) часто хоронили или сжигали в лодке. Над могилой возвышался сопка (курган), рядом с пеплом умершего клали разные вещи, при  погребении знатного убивали коня.

 

Сопка, где, предположительно захоронен Вещий Олег. (10 век) Старя Ладога  Фото Лимарева В.Н.

 

  • главная