Книги писателя Лимарева В.Н.

ДОМОСТРОЙ

  • главная
  •  

    Глава 15.

    Как кормить приходящих в дом с благоговением.

    Когда трапеза сначала Отца и сына и Святого Духа прославляют, потом Деву Богородицу и пречистый хлеб вынимают и по совершении трапезы  пречистый хлеб возносят и, отпев, достойно вкушают, и чащу пречистую пьют. А потом о здравии и за упокой глаголят.

    А когда едят, то с благоговением и с молчанием, или с духовной беседою, тогда ангелы невидимо предстоят и написуют дела добрые, и яства и питие в сладость бывают; в а если начнут  представленную еду и питие хулить, тогда в кал обращается то, что вкушают; и если начнут смрадные и блудные речи говорить, срамословие и смехотворение, и всякое глумление или гусли и всякое гудение, и плясание, и скакание, и всякие игры бесовские, тогда, как дым отгоняет пчел, так отойдут Ангелы от той трапезы и смрадные бесы предстанут тут и возрадуются, и волю свою уличат, и все угодное себе сотворят; то же самое будет, если начнут бесчинствовать зернью и шахматами, и всякими играми бесовскими тешется; дар Божий и еду, и всякое питие, всякие овощи в поругание пошлют… поругаются и друг друга шибают и…  написают дела их дьяволы.

    Яства и питие на стол подавай осмотрев, чтобы судно было чисто, в коем несут, и дно потерто, и еда и питье  чисто, без пыли и пригарины, и без плесени: и ставить, осмотрев, а поставив яства и питье, тут не кашлять, не плевать, не сморкаться, а отойти в сторону, вычистить нос или откашляться, только  не скаредно – вежливо сморкаться или плюнуть от людей отворотясь, да растереть ногою.

    Когда на трапезе  поставят тебе  многоразличные яства и пития, не начни прежде других что-то вкушать; если ты начальственен будешь, творя  суд и правду, начинай.

    Коли случится накормить приезжих людей, торговых или иноземцев, и всяких гостей званых или Богом избранных, богатых и убогих, и священнический чин, и монашеский, в этом случаи воздавай по чину и по достоинству всякому человеку, с любо вью и благоговением и с ласковым приветом. Тех, кто в сенях и дворе сидят, тех напоить и накормить.

    А в монастырях кормя или по родителям память; так же творить  - кормить и поить, милостыню давать, сколько можно, за здравие и за упокой.

     

  • История России