Власти церковные в Новгородской вечевой республике.

  • ЭТНОС ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. (Компьютерная версия книги)
  • Книги писателя Лимарева В.Н.

  • Религии мира.
  • (Отрывок из очерка  В.Ф. Андреева «Северный страж Руси»)

     

    Звонница в Новгородском кремле.Среди большого числа княжеств образовавшихся после распада Древней Руси, в 12-15 века  выделялась Новгородская вечевая республика.

    Православная религия стала в Новгороде, как и в других православных княжествах, идеологической и морально-нравственной  основой  в жизни общества. Религиозная мораль пронизывала все стороны жизни гражданина. От рождения до смерти человек находился под неослабным вниманием церкви.

    Будучи государственной религией, православная церковь с её сильной, построенной по жесткому иерархическому принципу организацией сильно влияла на политику. Особенно отчетливо это видно на примере Новгородской республики, где государственная машина  срослась с церковной организацией. В Древнем Новгороде общество имело немалый вес в решении церковных вопросов. В то же время церковь подчас ведала светскими функциями, например управления некоторыми районами Новгородской земли.

    Сан новгородского архиепископа был наиважнейшим в республике. Владыка возглавлял не только церковь, но и являлся главой новгородского государства. Поскольку республиканские должности были выборными, выборным был и пост архиепископа.

    Выборы проводились в два приема.

    Сначала  на обычном вечевом собрании, на Ярославском дворе в Новгороде, новгородцы называли трех кандидатов на пост архиепископа. Затем новгородцы переходили на противоположный берег Волхова, и начиналось второе действие. Участники веча собирались у стен Софийского собора, в котором служилась литургия.

    На престол собора клали три записки с именами кандидатов на высокий пост. Слепец или ребенок брали одну из записок, написанное имя провозглашалось всенародно.  Так избирался архимандрит до 14 века.

    Княжеский терем. Музей деревянного зотчества в Новгороде. Фото из архива Лимарева В.Н.В 14 веке порядок изменили. Записки стал брать протопоп Софийского собора. Считалось, что более угоден Богу тот из кандидатов, записка с именем которого осталась на престоле.

    Через некоторое время после избрания, владыка с пышной свитой отправлялся к митрополиту в Киев  в 12-13 веке или в Москву позднее 13 века для официального посвящения.

    Авторитет архиепископов  среди новгородцев был чрезвычайно высок. С середины 14 века все договора Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами заключались исключительно по благословению владыки, далее, после подписи архиепископа под государственными документами следовали подписи новгородского посадника и  тысячного.

    Не раз кровопролитные столкновения политических группировок прекращалось только после вмешательства архиепископа.

    Высокий религиозно-нравственный авторитет и большое общественное значение новгородских владык усиливалось тем, что они распоряжались крупными материальными средствами. Основу материального благополучия церкви составляли земельные пожалования республики и частных лиц. В конце 15 века архиепископу принадлежало 106 владений  Новгородской земли.

    Новгородская София.Большие доходы церкви приносил суд, который разбирал преступления против морали и нравственности. На виновных, кроме всевозможных видов церковных покаяний, налагался крупный денежный штраф, шедший в пользу архиепископа.

    Архиепископы пользовались авторитетом не только у новгородцев, но и в других княжествах

    Во время существования новгородской республики постоянно росло число монастырей от 17 в 13 веке до 55 в 15 веке.  Большинство, из которых были боярские монастыри и существовали благодаря поддержке своих покровителей, которые строили церкви, делали земельные и денежные вклады. В собственные монастыри подстригались перед смертью многие бояре, здесь  же они хоронили своих родственников. В монастыри они часто помещали свои богатства, чтобы уберечь их от частых пожаров и грабежей во время восстаний, поскольку обители в своем большинстве находились за городской чертой.

    Церковь была не только религиозным, но и политическим центром  жителей определенной улицы или района.

    Строительство церквей считалось особенно богоугодным делом. Бояре вкладывали немалые средства в строительство церковных зданий и церковную утварь. Построенная боярином церковь объединяла  окрестных жителей. Через священника боярин мог воздействовать на умы прихожан.

    Всего в Новгороде в период расцвета вечевой республики было 82 церкви, не считая церквей в пригородных монастырях. Каждая церковь располагала необходимым для ежедневной службы штатом. Во время службы  большинство новгородцев находилось в церквях.

    Крыльцо на Ярославском дворе в Новгороде (реконструкция). Фото из архива Лимарева В.Н.
  • главная