Великий князь Иоанн Данилович, прозванный Калитой. Книги писателя Лимарева В.Н.

Карамзин.

Великий князь Иоанн Данилович, прозванный Калитой.

Русский летописец.

Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна на престол Великого княжения мир и тишина воцарились в северной России; что монголы перестали, наконец,  опустошать её страны и кровью бедных жителей орошать пепелища; что христиане на сорок лет отдохнули  от насилий долговременных – то есть Узбек и приемники его, довольствовались обыкновенной данью, уже не посылали воевод своих грабить великое княжество, занятые делами Востока и внутренним беспокойством.

Земледельцы могли спокойно трудиться на полях, купцы ездить из города в город с товарами, бояре наслаждаться избытком. Кони татарские уже не топтали младенцев, девы хранили невинность, старцы не умирали на снегу.

Первое добро государственное есть безопасность и покой: честь драгоценная для народов благоденствующих.

Сия, действительно благословенная по тогдашним обстоятельствам перемена ознаменована возвышением Москвы, которая со времен Иоановых сделалась истиной главой России.

Прежние Великие князья любили свои удельные или наследственные города больше города Владимира, совершая в нем обряд восшествия на главный престол Российский.

Иоанн Данилович не хотел выезжать из Москвы, где находилась уже кафедра митрополии, ибо святой Петр полюбил Москву и доброго князя Иоанна и  переехал в Москву.

Набожность  Иоанна Даниловича, усердие к строению храмов и милосердие к нищим не менее других добродетелей  помогали Иоанну  к снискать  любовь всего народа. Он всегда носил с  собой мешок или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего его прозвали Калитой.

Кроме Собора Успенского, им построен ещё каменный Архангельский (где стояла его гробница и где с того времени погребали всех московских князей), церковь Иоанна Лествичника (на площади Кремлевской) и другие церкви. Иоанн возобновил сгоревший Кремник, или нынешний Кремль, бывший внутренней крепостью.

В княжение Иоанна два раза горела Москва; были и другие несчастья: ужасное наводнение от сильного дождя и голод. Но подданные не смели жаловаться на бедствие случайные и славили его счастливое время.

Тишина Иоанова княжения способствовала обогащению России. Северной Новгород, союзник Ганзы, отправлял в Москву и другие области работу немецких фабрик. Восток, Греция, Италия (через Кафу и нынешний Азов)  присылала в Москву свои товары. Купцы не боялись встретить в окрестностях Владимира или Ярославля татарских разбойников, так как у Иоанна была грамота Узбекова.

В Ярославскую область, на устье Мологи, где существовал холопский городок, съезжались купцы немецкие, греческие, итальянские, персидские и казна в течение долгих лет собирала множество пошлинного серебра. Сия ярмарка слыла первой в России до самого 16 века.

Добрая слав привлекала к Калите людей знаменитых: из Орды выехал в Москву татарский мурза Чен, названный в крещении Захарием, от коего произошел царь Борис Федорович Годунов…

В 1340 году Иоанн занемог, он променял княжескую одежду на мантию схимника  и кончил жизнь в летах зрелого мужества, указав наследникам путь к единению и величию. Умер князь схимником в 1341 году.

  • ЭТНОС ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. (Компьютерная версия книги)
  • главная