Борьба за место митрополита Киевского и Всей Руси, 1378-1381 год.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Борьба за место митрополита Киевского и Всей Руси, 1378-1381 год.

В 1378 г н.э. умер митрополит Алексей, управлявший церковью 24 года. Согласно «Русской церковной истории», он перед смертью уговаривал стать митрополитом  преподобного Сергия Радонежского, но тот отказался. Тогда на должность митрополита, стали готовить священника села Коломенского  Митяя, понравившегося великому князю умом, красноречием, начитанностью, красивой наружностью, прекрасным голосом. Митяя сделали архимандритом Спасского монастыря и представили больному Алексею на благословение, но тот отказался его благословить.

Церковная утвать. Средние века. Псковский исторический музей.  Фото Лимарева В.Н.

3 июня 1378 года митрополит Киприан прибыл в Калугу и  предложил своим сторонникам  (Сергию и Федору) в Московском княжестве  встретится с ним.  Договорившись о встрече, он направился в Москву, но был схвачен на пути ратниками Дмитрия Ивановича, так как князь считал митрополита узурпатором.  Митрополит был посажен в темницу и пробыл в ней два дня, терпя унижения. Затем под покровом ночи увезли за город, чтобы выпустить за рубеж.

Митрополит Киприан по возвращению в Киев объявил об отлучении от церкви всех, кто участвовал в насилии над ним. В том числе и князя Дмитрия Ивановича. Весь об отлучении стала известна всему русскому духовенству.

Великий князь после смерти митрополита Алексея стал настаивать, чтобы главой московской церкви стал его любимиц Митяй (Михаил), но среди московского духовенства он был крайне непопулярен. Русское духовенство хотело видеть на митрополичьем престоле в Москве Киприана. Назначение Митяя увеличивало раскол между православными церквями русской и литовской.

Дмитрий решил произвести Митяя в сан епископа. Для этого он созвал епископов из разных городов. Московское духовенство, возглавляемое Дионисией,  отказало князю.  Противостояние священнослужителей  привело к тому, Дионисий был арестован князем, но благодаря заступничеству  Сергия Радонежского освобожден. После этого Дионисий бежал в Константинополь.

Дмитрий Донской сделал запрос в Константинополь  о назначении Митяя главой русской церкви и  получил от патриарха Макария на это благословение.

Митяй, по велению князя, был отправлен в Константинополь, чтобы получить сан митрополита в сопровождении боярина Кочевина и трех архимандритов.

Митяй в пути разболелся и неожиданно умер.

Прибывшие в Константинополь послы узнали, что патриарх Макарий, благословивший Митяя на митрополию, низложен и заключен в тюрьму, пришедшими к власти в Константинополе византийцами.

В июне 1380 года Синод избрал на патриаршеский престол Нила.

Прибывшие в Константинополь послы находились в растерянности. Они  похоронили Митяя и решили вместо Митяя представить на должность митрополита одного из архимандритов. Барин Кочевин выбрал архимандрита Пимена. Против этого возразил архимандрит Иван, пригрозив, что о действиях Кочевина он расскажет патриарху и московским властям.  Чтобы он не сеял смуту,  по приказу Кочевина, был схвачен и посажен в трюм с наручниками.

Кочевин  распечатал княжеское послание и заменил в нем имя Митяя на имя Пимена.

В это время в Константинополь уже прибыли митрополит Киприан и епископ Дионисий искать правды в Константинополе.

Что послание подложное было раскрыто в Синоде.

Для того чтобы замять скандал, посольство потратило большие деньги, взяв в долг у генуэзских купцов.

 Патриарх Константинопольский благословил Пимена, как священника  (согласно Русской церковной истории) в митрополии Киева и Всея Руси.  Киприана он  оставил митрополитом  Киева и Литвы.

В Москве Пимен представился как митрополит.

Что произошло в Константинополе достоверно, было неизвестно князю Дмитрию, но он   сделал свои выводы. Он сорвал с Пимена одежду митрополита, отобрал митрополичьи  регалии и отправил в ссылку в Чухлому.

Светские лица были подвержены более суровому наказанию. Предположительно  Кочевин  был казнен.

После смерти Митяя князь Дмитрий избрал своим духовником Федора Симиновского - племенника Сергия Радонежского. При помощи Федора Сергий убедил князя пригласить на митрополию Киприана. 25 февраля 1381 года Дмитрий Донской направил в Киев своего духовника, чтобы призвать Киприана на митрополию в Москве, Москва торжественно встретила Киприана 23 мая.

Сближению между Дмитрием Донским и Киприаном  способствовало то, что Киприан был решительным сторонникам объединения православных княжеств  против мусульман-завоевателей. Исследователи утверждают, что то, что войско литовского князя Ягайло так и не прибыло на Куликово поле,  является то, что благодаря митрополиту Киприану, православные в войсках Ягайло очень негативно относились к союзу Ягайло с Ордой.

 

Источник:
Р.Г. Скрытников. «Святители и власти».

  • главная